Публикация от 22.04.2021
На сегодняшний день остро стоит вопрос продвижения своего бренда. Чаще всего начинающие производители идут кратчайшим путём, а именно называют свой продукт ГОСТовским названием или смежным с ним. Этот способ, естественно, поднимает уровень продаж как минимум на 50%, но как это может повлиять на саму организацию? Какие последствия и ответственность может быть для производителя? Эти вопросы у производителя, как правило, уходят на десятое место или, вообще не обсуждаются. Так что же предписывает нам законодательство? Давайте разбираться.
Как и говорилось во вступительной части, знакомые всем наименования повышают уровень продаж. Значит-ли это, что их можно использовать в технических условиях (ТУ) или стандартах организации (СТО)? К сожалению, нет и причины следующие. Во-первых, при написании ТУ на пищевую продукцию необходимо руководствоваться ГОСТ 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» в котором есть примечание в п. 3.3 «Не допускается разработка ТУ на продукцию с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями аналогичной группы продукции, установленными национальными или межгосударственными (региональными) стандартами вида технических условий». Это примечание появилось только в редакции 2016 года.
Во-вторых, если говорить о мясной продукции в целом, то в ТР ТС 034/2013 (Раздел XI «Требования к маркировке продуктов убоя и мясной продукции», п. 107, п.п. «в») есть похожая фраза, но с небольшими отличиями «не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»)». Так в чём разница между этими двумя фразами? На первый взгляд не очевидно, но она большая. В первом случае (по ГОСТ 51740-2016) запрещено использовать сходные названия на «аналогичную группу продукции по ГОСТ», то есть нельзя сделать ТУ на колбасу с названием «Докторская», но можно сделать ТУ на шпик с названием «Докторский», а во втором случае (по ТР ТС 034/2013) запрещено использовать данные названия в принципе. Масштаб данного запрета огромен и проанализировать даже небольшое количество ГОСТов, а главное запомнить все названия и попытаться избежать схожести своего названия с ГОСТовским, довольно трудная задача, не говоря о зарегистрированных названиях – отдельная тема для обсуждения. Так что делать и как не попасть под санкции проверяющих органов? Для этого «Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПИЩЕВЫХ СИСТЕМ ИМ. В.М.ГОРБАТОВА» Российской Академии Наук» решило на время «переквалифицироваться» в филологический институт и разработал ГОСТ 34397-2018 «Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения придуманных названий» - советую ознакомиться. Причём, что удивительно, данный межгосударственный стандарт разработан в рамках национального, то есть только для Российской Федерации. В данном стандарте расписаны четыре критерия тождества и сходства с примерами:
- первый критерий тождества - применено одно и то же слово (словосочетание) в одинаковой грамматической форме (все буквы совпадают), независимо от использования шрифтов, прописных и строчных букв, транслитерации. Например: «К Завтраку», «К завтРАКу», «К Zavtraky»;
- второй критерий тождества - применено одно и то же слово (словосочетание) в разной грамматической форме и установлено различие в числе, падеже, роде, лице проверяемых слов.
- первый критерий сходства - вхождение проверяемого слова в слово, используемое в качестве придуманного названия в межгосударственных стандартах (как его часть). Например: «Любитель» - «Любительская», «Стольная» - «Застольная», «Докторская» - «Докторская-1930»;
- второй критерий сходства - образование проверяемого слова от слова, используемого в качестве придуманного названия в межгосударственных стандартах (однокоренные слова). Например: «Московская» - «По-московски», «Школьная» - «Школьник»;
- третий критерий сходства - семантическое (смысловое) сходство проверяемого слова со словом, используемым в качестве придуманного названия в межгосударственных стандартах (в случае, когда продукт не имеет потребительских свойств, соответствующих проверяемому слову/названию). Например: «Охотничьи» - «Егерские»;
- четвертый критерий сходства - фонетическое сходство: проверяемое слово имеет одинаковое количество слогов, по написанию отличается от слова (словосочетания), используемого в качестве придуманного названия в межгосударственных стандартах, в одну букву, имеет не менее трех слогов, при этом все слоги, за исключением одного, одинаковые по расположению и написанию. Например: «Индийская» - «Андийская».
Далее (в ГОСТе) идут примеры оценки тождества и сходства разных названий. Что примечательно в данных примерах, так это собственно названия: колбаса вареная «Подмосковная» - её сравнивают с колбасой варено-копченой «Московская» по ГОСТ 16290-86 (не действует на территории РФ). В данном случае положительный критерий один из четырех «Установлен Подмосковная – Московский Имеют общий корень Моск и образованы от единого слова Москва» (второй критерий сходства). По данному названию вынесен вердикт – «Придуманное название "Подмосковная" не относится к придуманным названиям, использование которых может ввести потребителей в заблуждение, так как по результатам оценки, проведенной в соответствии с ГОСТ "Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения с придуманными названиями" придуманное название "Подмосковная" не является тождественным и сходным до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, используемыми в межгосударственных стандартах.». С этим названием разобрались. Перейдем ко второму – колбаса вареная «Суперлюбительскаялюкс». Данное название сравнивают с колбасой вареной «Любительская» по «ГОСТ 33673-2015 «Изделия колбасные вареные. Общие технические условия». Не понятно почему выбран именно ГОСТ 33673-2015, так как он является ГОСТом типа «Общие технические условия» и в нём нет ассортимента, и по какой причине не стали сравнивать с ГОСТ Р 52196-2011 или ГОСТ 23670-2019 на те же самые вареные колбасы, но с ассортиментом. В данном случае, как и в предыдущем положительный критерий один из четырех (первый критерий тождества). Вердикт вынесен следующий – «Придуманное название "Суперлюбительскаялюкс" является придуманным названием, использование которого может ввести потребителей в заблуждение, так как по результатам оценки, проведенной в соответствии с ГОСТ "Мясная продукция. Оценка тождества и сходства до степени смешения с придуманными названиями", установлена тождественность придуманного названия "Суперлюбительскаялюкс" с придуманным названием "Любительская", используемым в межгосударственных стандартах».
Принимая во внимание всё вышеизложенное делаем вывод – недостаточно просто сделать приставку «По-Докторски», «По-сибирски» и т.п., или написать название с вспомогательными словами типа «Докторская люкс», «Молочная особая», «Краковская традиционная» и т.п. Учитывая наше законодательство в области стандартизации «Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», которое прямым текстом говорит о добровольности применения стандартов можно сделать следующие вариации названий: Колбаса вареная «Молочная река»; Колбаса вареная «Молочная традиция»; колбаса вареная «Столичный рецепт»; сосиски «Молочный вкус»; колбаса вареная «На заказ» и т.п. Всё это, в любом случае будет подпадать под один из четырёх критериев схожести или тождественности, так как корни названий одинаковые или полностью совпадают с ГОСТовскими названиями за малым исключением, а именно определяющего слова. Например, хотите назвать свой продукт колбаса вареная «Столичная», но такое название уже существует в ГОСТ. Что в этом случае делать? Рецепт прост. Делаем определяющим словом не «Столичная», а, например, «Традиция». Именно «Традиция», а не «Традиционная», так как в случае с колбасой вареной «Столичная традиционная» мы по всем критериям попадаем под запрет. А колбаса вареная «Столичная традиция» носит иную смысловую нагрузку и даёт больше шансов попасть на рынок и не попасть под санкции проверяющих органов. Почему я говорю «больше шансов», а не «сто процентов», да потому, что при желании можно вывести из оборота любой продукт, хоть как-то косвенно относящийся к ГОСТ. По своей практике могу сказать, данный способ «нейминга» подходит для большинства производителей и претензий со стороны проверяющих органов или сетей к ним не было. Ещё раз акцентирую внимание на том, что нужно указывать определяющее слово типа «Рецепт», «Традиция»; «Слово» и прочее. Несколько примеров для понимания: колбаса вареная «Докторское слово»; колбаса вареная «Русская традиция»; колбаса вареная «Столичный рецепт»; колбаса вареная «К чаю»; колбаса вареная «Чайная традиция»; Колбаса вареная «На закуску». Не стоит расслабляться и производителям продукции из мяса птицы, так как мы помним, что ГОСТ 51740 запрещает нам использовать ГОСТовские названия на аналогичную группу продукции. Так что отсутствие регламента на птицу не освобождает от ответственности. Плюс ко всему ТР ТС 022/2011, Статья 4. «Требования к маркировке пищевой продукции» п. «4.12. Требования к способам доведения маркировки» гласит – «Маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения».
Безусловно многие небольшие организации пользуются тем, что региональные проверяющие органы пропускают их продукцию с названиями близкими к ГОСТ или полностью совпадающими с ними, но так будет до пары – до времени. В данной ситуации нужно задать себе вопрос – стоит-ли рисковать своей репутацией и вложениями средствами в упаковочные материалы ради минутной прибыли? Решать только Вам.
Подводя итоги. Рынок диктует свои правила и Государственные стандарты тоже являются частью рынка и об этом не стоит забывать. Хотите делать колбасу «Докторскую» по ТУ, помните, что это может привести к аресту партии и большим штрафам. Избежать подобные проблемы поможет только изучение стандартов, Технических регламентов Таможенного союза и консультации по данным вопросам у специалистов, а именно у нас.
Автор: Евдокимов Евгений
При использовании материалов из статьи необходимо указать источник: https://normtu.ru/
ООО НормативЪ
При использовании информации с сайта необходимо указать источник: normtu.ru
2021-2024 © Все права защищены