Оценка влияющих факторов окружающей среды на пищевое производство
Загрязнители (контаминанты) могут попадать в пищевую продукцию не только при проведении технологических операций, из сырья и при ошибках персонала, но и из окружающей среды. Поэтому при выборе места расположения пищевого производства следует ориентироваться на законодательные и нормативные требования.
ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 1. Производство пищевой продукции» установлены требования к окружающей среде и размещению пищевых производств (п. 4.2, п.4.3).
В ГОСТ Р 56669-2015/ISO/TS 22002-3:2011 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 3. Сельскохозяйственное производство» так же предусмотрено требование о минимизации вероятности загрязнения вредными веществами пищевой продукции.
При выборе места под пищевое производство требуется оценить все риски воздействия на пищевую продукцию негативных факторов окружающей среды. Не следует планировать пищевое производство в местах где имеются потенциальные источники загрязнения для выпускаемых продуктов.
Но не следует также забывать, что и пищевое производство не должно наносить вред экологии и здоровью человека. Необходимо оценить влияние производства на окружающую среду исходя из его вида и объемов, а при необходимости установить соответствующие санитарно-защитные зоны
Санитарно-защитные зоны
В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» выделяется 5 классов опасности предприятий.
Установить класс опасности производства можно руководствуясь санитарной классификацией, представленной в Таблица 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для пищевых предприятий санитарная классификация изложена в разделе 8 «Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ» таблицы 7.1.
Если пищевое производство является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, то для такого объекта устанавливается специальная территория - санитарно-защитная зона (СЗЗ). Градостроительный кодекс Российской Федерации п.4 ст.1 относит СЗЗ к зонам с особыми условиями использования территории (т.н. ЗОУИТ).
Санитарно-защитной зоной отделяется вредное или опасное производство от жилых построек и зон отдыха, а также в границах санитарно-защитной зоны не должны размещаться жилые постройки, зоны отдыха и другие нормируемые территории (парки, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебные и профилактические сооружения и др. (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). СЗЗ выполняет роль защитного барьера и уменьшает уровень вредного воздействия до установленных нормативов. Размеры СЗЗ рассчитываются в соответствии с масштабами производства, то есть чем больше территория организации, тем больше область СЗЗ.
Порядок установления санитарно-защитных зон
Изначально СЗЗ для промышленных объектов и производств по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ были установлены в подпункте 7.1.8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 13 марта 2022 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 7 данный подпункт утратил силу. Но также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 был дополнен таблицей 7.1. В данной таблице представлена классификация объектов по классам опасности.
Для производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
В настоящий момент весь процесс установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон регламентируется Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ» (Правила), а также Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
С 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
Санитарно-защитная зона устанавливается федеральным Роспотребнадзором в отношении объектов I класса опасности, территориальными управлениями Роспотребнадзора в отношении объектов II — V класса опасности. Для объектов I и II классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения (кроме случаев, когда расстояние от объекта до нормируемой территории в два раза превышает ориентировочный размер, или объект относится к животноводческим и птицеводческим предприятиям, кладбищам). Но в п. 14 Правил есть обязанность предоставить экспертизу проекта без относительности к классу опасности. Неклассифицированные объекты рассматриваются в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учётом расчётов и наличия новых, недостаточно изученных технологий.
Что такое проект СЗЗ? Это набор сведений об объекте, а также все необходимые данные, на основании которых может быть обоснован размер СЗЗ. Он включает в себя следующие разделы:
- сведения о размерах и границах СЗЗ.
- расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.
- перечень ограничений использования земельных участков, а также обоснования отсутствия части ограничений (при необходимости).
В соответствии с Правилами примерный порядок установления санитарно-защитных зон следующий:
1) Застройщиком/правообладателем подается заявление в федеральный/территориальный Роспотребнадзор (зависит от класса опасности предприятия). При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение в отношении проекта.
2) Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ / ее изменении / прекращении ее существования и направляет заявителю. Либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием. К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек.
В случае отказа требуется внести правки и внести материалы заново в полном объеме.
3) При принятии решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором организуется работа по внесению соответствующих сведений в ЕГРН и документы территориального планирования.
СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ошибки при установлении СЗЗ
Сведения о установке СЗЗ обязательно должны быть внесены в ЕГРН. Иначе производство, расположенное рядом с территорией проживания населения, не застраховано от приближения жилой застройки к границам своей промплощадки.
Если процедура установления санитарно-защитной зоны не доведено до формального завершения, то высока вероятность застройки «вроде как установленной СЗЗ» жилыми домами и/или объектами которые недопустимы для расположения в ЗОУИТ.
Чем это может обернуться для производства?
Это может обернуться длительными судебными разбирательствами, компенсациями материального и морального вреда застройщикам и/или жильцам, а также может послужить поводом для закрытия производства и в дальнейшем повлечь прекращение предпринимательской и экономической деятельности Предприятия в целом.
Если владелец источника вредного воздействия нарушает свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, то в таком случае убытки взыскиваются с того лица, которое нарушает закон.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет предупреждение или наложение административного штрафа до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток на юридических лиц (ст. 6.3 КоАП РФ).
ООО НормативЪ
При использовании информации с сайта необходимо указать источник: normtu.ru
2021-2024 © Все права защищены