Расположение пищевого предприятия и санитарно-защитные зоны

     При открытии пищевого производства нередко встает вопрос о правильности его расположения и о влиянии окружающей среды на выпускаемую пищевую продукцию и вопрос о влиянии производства на экологию. Источники загрязнения, присутствующие в местной окружающей среде, могут значительно влиять на безопасность продукции. Также, как и пищевое производство может негативно влиять на среду обитания и здоровье человека. С целью предотвращения такого воздействия необходимо оценивать влияние факторов окружающей среды на пищевое производство и осуществлять экологический мониторинг.

Оценка влияющих факторов окружающей среды на пищевое производство

     Загрязнители (контаминанты) могут попадать в пищевую продукцию не только при проведении технологических операций, из сырья и при ошибках персонала, но и из окружающей среды. Поэтому при выборе места расположения пищевого производства следует ориентироваться на законодательные и нормативные требования.

     ГОСТ Р 54762-2011/ISO/TS 22002-1:2009 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 1. Производство пищевой продукции» установлены требования к окружающей среде и размещению пищевых производств (п. 4.2, п.4.3).

     В ГОСТ Р 56669-2015/ISO/TS 22002-3:2011 «Программы предварительных требований по безопасности пищевой продукции. Часть 3. Сельскохозяйственное производство» так же предусмотрено требование о минимизации вероятности загрязнения вредными веществами пищевой продукции.

     При выборе места под пищевое производство требуется оценить все риски воздействия на пищевую продукцию негативных факторов окружающей среды. Не следует планировать пищевое производство в местах где имеются потенциальные источники загрязнения для выпускаемых продуктов.

      Но не следует также забывать, что и пищевое производство не должно наносить вред экологии и здоровью человека. Необходимо оценить влияние производства на окружающую среду исходя из его вида и объемов, а при необходимости установить соответствующие санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны

     В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» выделяется 5 классов опасности предприятий.

     Установить класс опасности производства можно руководствуясь санитарной классификацией, представленной в Таблица 7.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для пищевых предприятий санитарная классификация изложена в разделе 8 «Промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ» таблицы 7.1.

     Если пищевое производство является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, то для такого объекта устанавливается специальная территория - санитарно-защитная зона (СЗЗ). Градостроительный кодекс Российской Федерации п.4 ст.1 относит СЗЗ к зонам с особыми условиями использования территории (т.н. ЗОУИТ).

     Санитарно-защитной зоной отделяется вредное или опасное производство от жилых построек и зон отдыха, а также в границах санитарно-защитной зоны не должны размещаться жилые постройки, зоны отдыха и другие нормируемые территории (парки, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебные и профилактические сооружения и др. (п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). СЗЗ выполняет роль защитного барьера и уменьшает уровень вредного воздействия до установленных нормативов. Размеры СЗЗ рассчитываются в соответствии с масштабами производства, то есть чем больше территория организации, тем больше область СЗЗ.

Порядок установления санитарно-защитных зон

     Изначально СЗЗ для промышленных объектов и производств по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ были установлены в подпункте 7.1.8. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 13 марта 2022 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 7 данный подпункт утратил силу. Но также СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 был дополнен таблицей 7.1. В данной таблице представлена классификация объектов по классам опасности.

     Для производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

     - промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

     - промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

     - промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

     - промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

     - промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

     В настоящий момент весь процесс установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон регламентируется Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ» (Правила), а также Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №342 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

     С 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне (п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).

     Санитарно-защитная зона устанавливается федеральным Роспотребнадзором в отношении объектов I класса опасности, территориальными управлениями Роспотребнадзора в отношении объектов II — V класса опасности. Для объектов I и II классов опасности обязательна оценка риска здоровью населения (кроме случаев, когда расстояние от объекта до нормируемой территории в два раза превышает ориентировочный размер, или объект относится к животноводческим и птицеводческим предприятиям, кладбищам). Но в п. 14 Правил есть обязанность предоставить экспертизу проекта без относительности к классу опасности. Неклассифицированные объекты рассматриваются в соответствии с положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с учётом расчётов и наличия новых, недостаточно изученных технологий.

     Что такое проект СЗЗ? Это набор сведений об объекте, а также все необходимые данные, на основании которых может быть обоснован размер СЗЗ. Он включает в себя следующие разделы:

     - сведения о размерах и границах СЗЗ.

     - расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух.

     - перечень ограничений использования земельных участков, а также обоснования отсутствия части ограничений (при необходимости).

     В соответствии с Правилами примерный порядок установления санитарно-защитных зон следующий:

     1) Застройщиком/правообладателем подается заявление в федеральный/территориальный Роспотребнадзор (зависит от класса опасности предприятия). При планировании строительства/реконструкции, застройщик подает заявление не позднее чем за 30 дней до подачи заявления о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагаются: а) проект санитарно-защитной зоны; б) экспертное заключение в отношении проекта.

     2) Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления заявления принимает решение об установлении СЗЗ / ее изменении / прекращении ее существования и направляет заявителю. Либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием. К решению прилагаются сведения о границах такой зоны и графическое описание местоположения границ зоны, координаты характерных точек.

     В случае отказа требуется внести правки и внести материалы заново в полном объеме.

     3) При принятии решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзором организуется работа по внесению соответствующих сведений в ЕГРН и документы территориального планирования.

     СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Ошибки при установлении СЗЗ

     Сведения о установке СЗЗ обязательно должны быть внесены в ЕГРН. Иначе производство, расположенное рядом с территорией проживания населения, не застраховано от приближения жилой застройки к границам своей промплощадки.

     Если процедура установления санитарно-защитной зоны не доведено до формального завершения, то высока вероятность застройки «вроде как установленной СЗЗ» жилыми домами и/или объектами которые недопустимы для расположения в ЗОУИТ.

     Чем это может обернуться для производства?

     Это может обернуться длительными судебными разбирательствами, компенсациями материального и морального вреда застройщикам и/или жильцам, а также может послужить поводом для закрытия производства и в дальнейшем повлечь прекращение предпринимательской и экономической деятельности Предприятия в целом.

     Если владелец источника вредного воздействия нарушает свою обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, то в таком случае убытки взыскиваются с того лица, которое нарушает закон.

     Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет предупреждение или наложение административного штрафа до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток на юридических лиц (ст. 6.3 КоАП РФ).

Автор: Османова Зоя Сергеевна

ООО НормативЪ

При использовании информации с сайта необходимо указать источник: normtu.ru

2021-2024 © Все права защищены

Пожалуйста, подтвердите, что вы человек